Jobs To Be Done vs CustDev

Почему "покастдевить" не работает? Популярный вопрос у участников Jobs To Be Done курса. На примере двух наглядных кейсов.
"JTBD-исследование включает серию глубинных интервью с клиентом", - так начинается один из блоков Jobs To Be Done курса. Тут спикеров, как правило, прерывают: "А мы кастдевим, то же самое делаем!".


Молодцы, что кастдевите, только это:
а) не CustDev, потому что у него есть своя механика.
б) не JTBD, потому что вы беседуете с клиентом по наитию, без шаблона вопросов и без понимания, что из этого выйдет и как структурировать результаты.

"Покастдевить". Чаще всего так определяют некое глубинное интервью, когда говорят обо всем и ни о чем, без структуры и фреймворка.


Клиент фантазирует – вы воспринимаете это за чистую монету. Клиент говорит о своих проблемах – вы углубляетесь вслед за ним в мелкие боли, с которыми он вроде бы может столкнуться. Он рекомендует вам, как сделать лучше, исправить. Вы, в свою очередь, втягиваетесь и начинаете накидывать гипотетические решения.

В итоге вы получаете огромный бэклог хотелок, болей и фантазий. А куда и как это все приземлять?
Почему эксперты Growth Academy рекомендуют Jobs To Be Done:

Вы говорите строго по шаблону вопросов, обязательно с действующими клиентами, которые демонстрируют целевое поведение.
Что такое целевые действия? Подробно разбираем на курсе. Или почитайте здесь.
В процессе JTBD-интервью вы получаете спектр конкретных "болей", задач и подзадач (выражаясь в терминологии JTBD), с которым сталкивался клиент. Следуя четкому алгоритму, вы структурируете их и создаете готовое решение, которое обеспечивает клиенту результат, который он хочет, а вам спрос, прибыль и прочие блага взаимовыгодного сотрудничества.
«Фокусируйтесь на результат, который хочет получить ваш клиент, не погружайтесь в фантазии»
Наглядный кейс №1. Распутыватель для проводов.
"Постоянно путаются провода наушников. Бесит, это еще мягко сказано" - исходный контекст. Покастдевили с клиентами, углубились в проблему, поискали решение => сделали распутыватель для проводов... Не зашло! Почему? Не надо делать, ориентируясь на пожелания и фантазии клиента. Создавайте продукт, ориентируясь на результат, который клиент хочет получить. Что сделали с помощью Jobs To Be Done? Беспроводные наушники.
Наглядный кейс №2. Такси.
С целью улучшить сервис такси, кастдевили пассажиров. Знаете, о чем они говорили? Их главной болью оказалось найти наличку для расчета. Фокусируясь на одной этой подзадаче, запускались стартапы. А что сделал Uber с помощью Jobs To Be Done? Выяснил все мелкие задачи, определил основную задачу клиента - "Быть мобильным в городе" и закрыл это все оптом.
Уловили суть Jobs To Be Done?
Не все готовы распрощаться с CustDev. Дело добровольное:) Кто готов - бронируйте место
на Jobs To Be Done курсе в Москве.